НОВОСТИ
30.09.2013
Отечественный волейбол в сентябре добился абсолютного континентального триумфа. Вслед за женской сборной свой чемпионат Европы выиграла и мужская, в финале первенства в Копенгагене одолевшая в четырех партиях итальянцев.
Отечественный волейбол в сентябре добился абсолютного континентального триумфа. Вслед за женской сборной свой чемпионат Европы выиграла и мужская, в финале первенства в Копенгагене одолевшая в четырех партиях итальянцев.
Волейбольная победа России в городе, где жил самый великий сказочник мира и где любимое развлечение для туристов — сфотографироваться с застывшей на камнях печальной Русалочкой, на сюжет сказочный, невероятный, конечно, не тянула. Мужская российская сборная, забравшая прошлым летом олимпийское золото, а нынешним — золото Мировой лиги, была «на бумаге» даже более явным фаворитом своего чемпионата Европы, чем довольно давно не завоевывавшая никаких титулов женская — своего, также закончившегося отечественным триумфом две недели назад в Берлине. Но все равно кое-что неординарное и в этой победе обнаружить было можно.
Помня, например, что вообще-то выступавшая на польско-датском первенстве команда по набору игроков соответствовала олимпийской лишь примерно наполовину. Причем по сравнению с Лондоном ее основа потеряла половину отнюдь не худшую — Сергея Тетюхина, Тараса Хтея, Александра Волкова. Что превратившийся в ключевую в ней фигуру диагональный Николай Павлов, заменивший в стартовой шестерке долго восстанавливавшегося после серьезной операции лондонского героя Максима Михайлова, только в этом сезоне, когда ему пошел уже четвертый десяток, дебютировал в сборной. Что два других волейболиста, тащивших ее к копенгагенскому триумфу — либеро Алексей Вербов и доигровщик Алексей Спиридонов,— в какой-то момент по разным причинам надолго пропали их поля зрения тех, кто формировал состав на важнейшие турниры. Что у тренера Андрея Воронкова, ставшего наставником сборной вместо вытащившего ее на верхушку международной иерархии Владимира Алекно, до этого назначения не было абсолютно никакого опыта соревнований вот такого уровня.
Наконец, помня, что последний отечественный успех на континентальных чемпионатах датируется теми временами, когда России как отдельного государства еще просто не существовало,— 1991 годом. А во времена постсоветские все выступления отечественной команды на них обрывались на дальних или ближних подступах к золотым наградам. Гораздо чаще — на ближних, когда уже казалось, что до золота рукой подать, но оно почему-то ускользало. И все это очень походило на рок, проклятие.
Сборная Андрея Воронкова тренд оборвала. На этом чемпионате она, хотя и представлялась, несмотря на свои звания, несмотря на высокие букмекерские котировки, механизмом неидеальным, взяла одну-единственную фальшивую ноту, неожиданно открыв турнир разгромным поражением от немцев. После этого она уже не сбивалась: четыре выигрыша в Польше — по дороге к топ-четверке, плюс сочный, громкий заключительный аккорд, взятый уже в Копенгагене, на переоборудованном под волейбол прохладном футбольном стадионе Parken.
В полуфинале российская сборная разделалась с действующим чемпионом Европы — сербской командой. Разделалась не в трех сетах, не за час, а все-таки чуточку затянув встречу, только потому, что сама проявила удивительную щедрость, подарив соперникам в концовке вторую партию и чуть не подарив третью, в которой разбазарила отрыв в семь мячей, однако вовремя поняла, что и щедрость сильного должна иметь границы.
В финале ей выпало драться с обладателями серебра предыдущего чемпионата итальянцами. И затягивать расправу над ними россияне не собирались. За кругом почета в исполнении, как всегда, искрящего тысячевольтовыми разрядами Алексея Спиридонова, которому удалось забить сложный мяч, последовали большие беды для Ивана Зайцева. Именно на сыне великого русского связующего Вячеслава Зайцева, довольно давно превратившегося в лидера сборной Италии, разумеется, концентрировались все работавшие на матче операторы. Было понятно, что от его формы, от его куража у итальянцев зависит слишком многое.
А Зайцева остановили сразу же. Стальной российский блок стер улыбку с его лица и заставил грустно покачивать головой со знаменитым ирокезом. А через полминуты, уже пытаясь не проломиться сквозь него, а обойти, итальянский фронтмен промахнулся и упал навзничь на холодный копенгагенский паркет, словно пропустил нокаутирующий удар.
Собственно, вся итальянская сборная, может быть, и не блистательная, не гениальная, но, по крайней мере, организованная и отлично обученная, выглядела так, будто ей надавали крепких тумаков,— она выглядела растерянной, мечущейся в поисках решения своих проблем, но этими метаниями положение ухудшая. И на таком фоне российские волейбольные трюки, которые приводили Parken в экстаз, смотрелись особенно выгодно. Скажем, тот трюк, что исполнил Николай Павлов. Зависнув перед блоком, он сделал все, чтобы тот поверил в то, что бить он будет на силу, под заднюю линию. А мягкая кисть в последний момент аккуратно скинула мяч «парашютиком» над уже оглядывающимися назад итальянцами и опустила его на спину ошарашенному блокирующему.
В следующем сете избиение продолжалось. Наставник итальянцев Мауро Берруто убрал с площадки бесполезного, «прочитанного» до мельчайшего нюанса Зайцева, но это помогало ему мало, как и эмоциональные беседы со своими парнями в перерывах. Парни внимательно слушали, а вот реализовать, не исключено, правильные идеи не могли. Российский отрыв рос и рос — три мяча, четыре, пять, шесть, семь...
Интрига, которая уже еле-еле, залитым из шланга чахлым костерком, тлела и угасала на глазах, возродилась, когда озарение на подаче нашло на итальянского диагонального Луку Веттори. Гигантский российский отрыв растаял за пять минут практически полностью. А дважды подряд отключившееся на стадионе освещение лишь добавило родившемуся из ничего полноценному соперничеству нервов: это ведь очень непросто — кутаясь в куртки, ждать, когда электрики справятся с «блэкаутом».
Но счастья сборной Италии ни он, ни ее локальные подвиги не принесли. При счете 22:20 в пользу россиян Кристиан Савани в который уже раз уперся в блок, и после этого вытянуть сет было уже невозможно.
Впрочем, хоронить итальянцев было еще рано. Они, кажется, убедились, что разница в весовых категориях с противником не такая уж колоссальная,— и наконец заиграли в свой не гениальный, но организованный волейбол. И в третьей партии, пережив страшную подачу великана Дмитрия Мусерского, потихоньку-потихоньку загнали сборную России в угол. А новый «взрыв» от Веттори, который вдруг принялся находить узенькие щели в выраставшей перед ними стене из четырех, а то и из шести рук, позволил сборной Италии партию отнять.
В послужном списке прежней, умевшей проиграть самой себе российской команды, было множество случаев, когда в таких ситуациях, слегка отпустив вожжи, она отдавала сопернику решающий матч. Эту — избавившуюся от плохой кармы — команду осечка, наоборот, разозлила и сплотила. А ее и так-то хищный оскал теперь был настолько хищным, кровавым, что напугал итальянцев смертельно.
И выяснилось, что кураж Веттори может в одночасье испариться. Что недавно безупречный связующий Драган Травица может допускать в передачах жуткие ляпы. Угадайте, кто выигрывает на rateyourwin.ru и получите свой выигрыш. Только проверенные зекрала для БК И что все жесткие схемы, придуманные Берруто, могут рухнуть, если рубануть по ним по-настоящему жесткой рукой. Если добавить к классу стремление сражаться в защите за «мертвые» мячи, если, как Евгений Сивожелез, бегать за ними к дальнему бортику, на чужую половину. Если стоять друг за друга горой.
Отжатая итальянцами в финале партия так и не приобрела хоть сколько-нибудь большого для этого чемпионата значения. Она сотрется из памяти как эпизод совершенно мелкий и заурядный. Никак не повлиявший на общую картину, выдержанную исключительно в красно-синих российских цветах — с объятиями и танцами после набранного Павловым 25-го очка в четвертом сете.
Алексей ДОСПЕХОВ, Копенгаген (Дания)
***
Чемпионат Европы в Дании и Польше
1/2 финала. Россия—Сербия 3:1 (25:19, 24:26, 25:23, 25:15). Италия—Болгария 3:1 (19:25, 25:22, 25:15, 25:22).
Матч за 3-е место. Сербия—Болгария 3:0 (25:22, 32:30, 27:25).
Финал. Россия—Италия 3:1 (25:20, 25:22, 22:25, 25:17).
Волейбольная победа России в городе, где жил самый великий сказочник мира и где любимое развлечение для туристов — сфотографироваться с застывшей на камнях печальной Русалочкой, на сюжет сказочный, невероятный, конечно, не тянула. Мужская российская сборная, забравшая прошлым летом олимпийское золото, а нынешним — золото Мировой лиги, была «на бумаге» даже более явным фаворитом своего чемпионата Европы, чем довольно давно не завоевывавшая никаких титулов женская — своего, также закончившегося отечественным триумфом две недели назад в Берлине. Но все равно кое-что неординарное и в этой победе обнаружить было можно.
Помня, например, что вообще-то выступавшая на польско-датском первенстве команда по набору игроков соответствовала олимпийской лишь примерно наполовину. Причем по сравнению с Лондоном ее основа потеряла половину отнюдь не худшую — Сергея Тетюхина, Тараса Хтея, Александра Волкова. Что превратившийся в ключевую в ней фигуру диагональный Николай Павлов, заменивший в стартовой шестерке долго восстанавливавшегося после серьезной операции лондонского героя Максима Михайлова, только в этом сезоне, когда ему пошел уже четвертый десяток, дебютировал в сборной. Что два других волейболиста, тащивших ее к копенгагенскому триумфу — либеро Алексей Вербов и доигровщик Алексей Спиридонов,— в какой-то момент по разным причинам надолго пропали их поля зрения тех, кто формировал состав на важнейшие турниры. Что у тренера Андрея Воронкова, ставшего наставником сборной вместо вытащившего ее на верхушку международной иерархии Владимира Алекно, до этого назначения не было абсолютно никакого опыта соревнований вот такого уровня.
Наконец, помня, что последний отечественный успех на континентальных чемпионатах датируется теми временами, когда России как отдельного государства еще просто не существовало,— 1991 годом. А во времена постсоветские все выступления отечественной команды на них обрывались на дальних или ближних подступах к золотым наградам. Гораздо чаще — на ближних, когда уже казалось, что до золота рукой подать, но оно почему-то ускользало. И все это очень походило на рок, проклятие.
Сборная Андрея Воронкова тренд оборвала. На этом чемпионате она, хотя и представлялась, несмотря на свои звания, несмотря на высокие букмекерские котировки, механизмом неидеальным, взяла одну-единственную фальшивую ноту, неожиданно открыв турнир разгромным поражением от немцев. После этого она уже не сбивалась: четыре выигрыша в Польше — по дороге к топ-четверке, плюс сочный, громкий заключительный аккорд, взятый уже в Копенгагене, на переоборудованном под волейбол прохладном футбольном стадионе Parken.
В полуфинале российская сборная разделалась с действующим чемпионом Европы — сербской командой. Разделалась не в трех сетах, не за час, а все-таки чуточку затянув встречу, только потому, что сама проявила удивительную щедрость, подарив соперникам в концовке вторую партию и чуть не подарив третью, в которой разбазарила отрыв в семь мячей, однако вовремя поняла, что и щедрость сильного должна иметь границы.
В финале ей выпало драться с обладателями серебра предыдущего чемпионата итальянцами. И затягивать расправу над ними россияне не собирались. За кругом почета в исполнении, как всегда, искрящего тысячевольтовыми разрядами Алексея Спиридонова, которому удалось забить сложный мяч, последовали большие беды для Ивана Зайцева. Именно на сыне великого русского связующего Вячеслава Зайцева, довольно давно превратившегося в лидера сборной Италии, разумеется, концентрировались все работавшие на матче операторы. Было понятно, что от его формы, от его куража у итальянцев зависит слишком многое.
А Зайцева остановили сразу же. Стальной российский блок стер улыбку с его лица и заставил грустно покачивать головой со знаменитым ирокезом. А через полминуты, уже пытаясь не проломиться сквозь него, а обойти, итальянский фронтмен промахнулся и упал навзничь на холодный копенгагенский паркет, словно пропустил нокаутирующий удар.
Собственно, вся итальянская сборная, может быть, и не блистательная, не гениальная, но, по крайней мере, организованная и отлично обученная, выглядела так, будто ей надавали крепких тумаков,— она выглядела растерянной, мечущейся в поисках решения своих проблем, но этими метаниями положение ухудшая. И на таком фоне российские волейбольные трюки, которые приводили Parken в экстаз, смотрелись особенно выгодно. Скажем, тот трюк, что исполнил Николай Павлов. Зависнув перед блоком, он сделал все, чтобы тот поверил в то, что бить он будет на силу, под заднюю линию. А мягкая кисть в последний момент аккуратно скинула мяч «парашютиком» над уже оглядывающимися назад итальянцами и опустила его на спину ошарашенному блокирующему.
В следующем сете избиение продолжалось. Наставник итальянцев Мауро Берруто убрал с площадки бесполезного, «прочитанного» до мельчайшего нюанса Зайцева, но это помогало ему мало, как и эмоциональные беседы со своими парнями в перерывах. Парни внимательно слушали, а вот реализовать, не исключено, правильные идеи не могли. Российский отрыв рос и рос — три мяча, четыре, пять, шесть, семь...
Интрига, которая уже еле-еле, залитым из шланга чахлым костерком, тлела и угасала на глазах, возродилась, когда озарение на подаче нашло на итальянского диагонального Луку Веттори. Гигантский российский отрыв растаял за пять минут практически полностью. А дважды подряд отключившееся на стадионе освещение лишь добавило родившемуся из ничего полноценному соперничеству нервов: это ведь очень непросто — кутаясь в куртки, ждать, когда электрики справятся с «блэкаутом».
Но счастья сборной Италии ни он, ни ее локальные подвиги не принесли. При счете 22:20 в пользу россиян Кристиан Савани в который уже раз уперся в блок, и после этого вытянуть сет было уже невозможно.
Впрочем, хоронить итальянцев было еще рано. Они, кажется, убедились, что разница в весовых категориях с противником не такая уж колоссальная,— и наконец заиграли в свой не гениальный, но организованный волейбол. И в третьей партии, пережив страшную подачу великана Дмитрия Мусерского, потихоньку-потихоньку загнали сборную России в угол. А новый «взрыв» от Веттори, который вдруг принялся находить узенькие щели в выраставшей перед ними стене из четырех, а то и из шести рук, позволил сборной Италии партию отнять.
В послужном списке прежней, умевшей проиграть самой себе российской команды, было множество случаев, когда в таких ситуациях, слегка отпустив вожжи, она отдавала сопернику решающий матч. Эту — избавившуюся от плохой кармы — команду осечка, наоборот, разозлила и сплотила. А ее и так-то хищный оскал теперь был настолько хищным, кровавым, что напугал итальянцев смертельно.
И выяснилось, что кураж Веттори может в одночасье испариться. Что недавно безупречный связующий Драган Травица может допускать в передачах жуткие ляпы. Угадайте, кто выигрывает на rateyourwin.ru и получите свой выигрыш. Только проверенные зекрала для БК И что все жесткие схемы, придуманные Берруто, могут рухнуть, если рубануть по ним по-настоящему жесткой рукой. Если добавить к классу стремление сражаться в защите за «мертвые» мячи, если, как Евгений Сивожелез, бегать за ними к дальнему бортику, на чужую половину. Если стоять друг за друга горой.
Отжатая итальянцами в финале партия так и не приобрела хоть сколько-нибудь большого для этого чемпионата значения. Она сотрется из памяти как эпизод совершенно мелкий и заурядный. Никак не повлиявший на общую картину, выдержанную исключительно в красно-синих российских цветах — с объятиями и танцами после набранного Павловым 25-го очка в четвертом сете.
Алексей ДОСПЕХОВ, Копенгаген (Дания)
***
Чемпионат Европы в Дании и Польше
1/2 финала. Россия—Сербия 3:1 (25:19, 24:26, 25:23, 25:15). Италия—Болгария 3:1 (19:25, 25:22, 25:15, 25:22).
Матч за 3-е место. Сербия—Болгария 3:0 (25:22, 32:30, 27:25).
Финал. Россия—Италия 3:1 (25:20, 25:22, 22:25, 25:17).